16:14 Выступление на КМУ-2024 сессия Модели пространственной экономики в стратегическом планировании | |
27 ноября 2024 г. в г. Сочи в рамках Конгресса Молодых Учёных-2024 состоялась сессия «Модели пространственной экономики в стратегическом планировании», организованная Востокгоспланом, где мною было представлено мнение о взаимосвязи моделей пространственной экономики и процессов цифровой трансформации государственного управления. Данное выступление подготовлено в рамках реализации гранта РНФ № 24-78-10166 «Моделирование цифровой трансформации управления пространственным развитием Российской Арктики в условиях неравновесной динамики регионов», https://rscf.ru/project/24-78-10166/ Ключевые тезисы выступления: 1. Цифровизация BigData создают иллюзию, что если мы свяжем все данные вместе, то мы станем лучше понимать действительность и это само по себе даст нам ответы на существующие вопросы. В сущность, попытки учесть всё и отследить развитие всех возможных параметров препятствует тому, чтобы принять какое-либо решение, так как управленческое решение всегда несёт в себе элемент неопределённости и требует пожертвовать какими-то аспектами или интересами. И делать всегда это придётся человеку (лицу, принимающему решение). В этом контексте решение находится в области того, чтобы определить приоритетные цели и ключевые регулирующие параметры, управление которыми мы можем осуществлять. 2. С другой стороны, цифровизация и BigData позволяют формировать многочисленные срезы реальности (набор некоторой цели, управляющих параметров, которые будут контролироваться, и прочих параметров). Так возможно формировать срезы реальности (не усреднённые, а специализированные решения), отбирать те параметры, которые характеризуют сущностные, интересующие нас свойства объекта, и отделять их иных, описывающие другие ипостаси объекта, и воспринимающиеся как «фоновые». Это тем более актуально, так как масса формирующихся в режиме онлайн параметров обладают сверхманипулятивным характером. Соответственно, они должны восприниматься верно и не становиться в основу принятия стратегических решений. Так можно получать отраслевые, демографические, чисто экономические (рыночные), миграционные и т.д. срезы, которые в дальнейшем уже возможно комбинировать. 3. В плане совершенствования систем государственного управления и пространственного развития ключевым является грамотная связка реалий хозяйственной и социальной действительности той или иной территории и возможного набора целей развития. То есть, подбираются такие срезы с целями и управляющими параметрами, которые будут, с одной стороны, доступны для регулирования на уровне данной территории, а с другой стороны, будут способствовать учёту местной специфики и позволят отойти от типовых решений, которые не могу учитывать массы нюансов, существующей на местах. Данный аспект особенно актуален для арктических территорий и муниципалитетов, где социальные, бытовые, экономические условия кардинально отличаются от реалий более обжитых районов страны. 4. С точки зрения внедрения данных элементов в систему управления для лиц, принимающих решения, важным является научиться «думать на основе данных». Губительна мысль, что искусственный интеллект даст 10 топовых или типовых решений – и это позволит не разбираться с действительностью. А соответственно всегда остаётся пространство для рефлексии и для ответственности за выбор. Это в свою очередь повышает значение роста компетенций как управленческих, так и связанных с процессами цифровизации, чтобы люди были в состоянии черпать информацию и возможности в стремительно развивающемся цифровом мире бесшовно вносить благо в нашу «аналоговую» жизнь.
Сообщение о круглом столе на сайте Востокгосплан | |
|