Главная » Файлы » Учебные материалы » Учебные материалы |
2025 Март 03, 23:31 | |
1. Перво-наперво, укажите Вашу фамилию в названии файла. Это потом кому-то читать и если будет название «диплом Петров А.И.», человеку будет гораздо проще сориентироваться по сравнению с названием «Мой диплом 7652». 2. Как это не забавно, но самые первые части работы формируются последними. Называние и аннотация – это то, что формулируются в последнюю очередь, когда у Вас уже готов текст. НО! Важно попытаться сформулировать название - заголовок. Здесь у Вас может возникнуть ключевые вопросы - в чём цель и задача статьи/работы. Например: Я хочу исследовать сетевые свойства экономики Санкт-Петербурга. Самое поверхностное про сети в экономике - это торговые сети. В общем, появляется, пусть и поверхностная, задача изучить торговлю в Санкт-Петербурге. Название: Сетевые свойства торговой отрасли Санкт-Петербурга Если всё название сразу не сформулировалось, укажите ключевые моменты, а по завершении статьи, станет понятно, что дописать. 3. Аннотация и ключевые слова, если они нужны. Лучше изначально указать заголовки. Например: Аннотация: ... Ключевые слова: ... Наполнять эти строчки разумнее по завершении работы над статьёй, так как уже понятно, о чём там речь. Если написать сразу, то лучше следить, чтобы логика статьи совпадала с логикой того, что указано в аннотации. В таком случае аннотация выступает как мини-план. 4. Далее обычно начинается основное тело статьи. И чтобы его было о чём писать нужна предварительная работа. Первое с чем придётся работать - это источники информации и смыслы, которые Вы хотите в своей работе отразить. И не зря, самое начала материала связано с исследованием существующих наработок и анализом существующей по теме литературы. Здесь стоит подумать какой формат работы для Вас более приемлемый. 1) Очертить некоторую схему - логику Вашего изложения (как в мини-плане аннотации) и далее наполнять смыслами и информацией каждую часть схемы. 2) Быть в свободной плаванье в поисках информации и смыслов, но контролировать, чтобы не отдаляться от своей цели и задач. Выбор за Вами. 5. Сделаю маленькую оговорку про цифровизацию и искусственный интеллект. Это материал писался в 2017-2018 гг., когда максимум их применения был связан с какими-то возможностями плагиата. В настоящее время в 2025 г., когда искусственный интеллект уже успешно генерирует полные тексты дипломов, и может быть даже сам их защищает, получая степени магистров в и бакалавров, важно понимать возможности его разумного использования. Да, Вы можете попросить ИИ назвать 5 ключевых учёных по какой-то теме, Вы можете попросить его сделать обобщение их трудов в какой-то тематике. НО!! Во-первых, отдавайте себе отчёт в том, что если это скопипастить в любую работу, то проверка на антиплагиат даст результат, что текст сгенерирован ИИ. Алгоритмы развиваются как в генерации текстов, так и в их анализе. Вас попросят переделать неоригинальный – не Ваш кусок текста, а могут и отклонить работу по этой причине. Многие журналы в настоящий момент в свою Публикационную этику вводят требования, под которым подписывается автор, о том, что в работе нет частей текста, сгеренированных ИИ. Во-вторых, всегда проверяйте информацию, которую Вам выдал ИИ, комичные, но грустные случаи, когда студенты и учёные ссылаются на теории, идеи и данные, которые ИИ сгенерировал для примера. Согласитесь, грустно выставить себя посмешищем. Поэтому работая и обобщая что-то на основе ИИ обязательно уделите время реальной работе, трансформируйте этот «сырой», но ценный продукт, в Ваш собственный материал. Не увлекайтесь генерацией готовых кусков текста, можно попросить ИИ подобрать ключевые работы авторов, назвать ключевые теории, а обобщение сделать самостоятельно. Это дольше и сложнее, но зато оберегает Вас от любых вопросов по поводу правомерности указывать у этого текста именно Вашу фамилию. ИИ прекрасно визуализирует мысли, он может построить симпатичные диаграммы и инфорграфику, этим пользоваться можно и нужно. Но задать ему информацию всё-таки должны Вы. 6. Сейчас текстовые файлы легко обрабатываются через поисковик по словам. То есть, открыв статью, можно быстро и просто оценить наличие необходимой информации. Например: Меня интересует статистика о торговле с Санкт-Петербурге. Открывая статью в браузере, программе просмотра PDF, MS Word можно задать запрос "торг", чтобы не теряться в окончаниях. Программа быстро по тексту подсветит слова. И Вы сможете прочесть отдельные мысли автора, относящиеся конкретно к предмету Вашего интереса. Также, если Вас интересуют данные за определённый год, можете ввести "2014" и оценить, есть ли там, что-то об этом. При подобном подходе к анализу статей, на обработку одной будет уходить несколько минут. Те статьи и мысли, которые показались Вам полезными, можете сохранять себе. При работе с литературой удобно завести себе файл, где Вы будете обобщать литературу. Указывайте полные выходные данные работы (не ограничивайтесь только фамилией автора или названием статьи, скопировать и вставить всё ничего не стоит, зато потом это избавит Вас от лишних поисков номера или года выпуска статьи или книги) и ключевые идеи, методы, концепции, которые Вам приглянулись, можно прямо копировать кусочки текста статьи. Здесь также можно добавлять комментарии, что какая-то теория перекликается с другой, указанные метод можно применить и в другой сфере и т.п. Потом в этому файлу можно обращаться не один раз. На основе такого обобщения идей из подобранных статей можно сделать обзор проблем, идей, теорий, методов и подходов к решению проблемы. Формируя уже сам текст статьи удобно расставлять ссылки сразу, конкретно к тем мыслям, которые Вы заимствовали. Это тоже очень удобно, Вам потом не придётся вспоминать, где Вы это нашли. Например: В 2014-2017 гг. наблюдался рост торговой отрасли в Санкт-Петербурге, который рад авторов связывает с открытием новых контейнерных морских терминалов (Петров, 2018; Жуков, 2020). Ссылки – это очень важно. Во-первых, без них нельзя. Кто-то, когда-то и как-то уже касался каких-то проблем и вопросов и разумно указать это. Это называется позиционирование себя в научном пространстве (аналогичным занимаются и бизнесмены, чтобы определить своё место на рынке). И просто адекватно осмотреться вокруг и понять кто и что сделал в этой области. Во-вторых, это корректно и уважительно по отношению к тем авторам, которые Вам помогли осознать проблему и разобраться в ней. В-третьих, корректно сделанные ссылки, программы, проверяющие уровень плагиата в тексте, не засчитывают против Вас (в плагиат). Здесь нужно не скопировать и вставить текст, а самому изложить то, что хотел сказать автор, то что Вы поняли из его статьи, то как это применимо к Вашей идее или проблеме. При таком подходе возможен уровень оригинальности в 98%. В-четвёртых, это позволит быстро и просто сформировать список литературы. В настоящее время есть всевозможные майнд-карты, яндексы-концепты и прочие сервисы, обобщайте и агрегируйте материал так, как Вам удобно. Есть специальные программы, которые позволяют обобщать библиотеки, выходные данные и автоматом формировать списки литературы, также при желании можно освоить. 7. Далее, ещё один Важный блок подготовительной работы то, что усиливает Вашу статью, формирует её аналитическую часть – статистика, данные, расчёты. Обязательно постарайтесь найти и привести подтверждения Вашим мыслям и умозаключениям, тогда это уже можно будет называть обоснованными выводам. Это формирует методологический блок статьи, когда Вы разбираетесь с тем какие Вам нужны данные и как их нужно «обсчитать» и обработать, чтобы обосновать Ваши идеи и выводы. Наверное, этому в ближайшее время я посвящу ещё один материал. О всевозможных источника полезной информации (научной, статистической, аналитической) Вы можете прочесть здесь . 8. Ещё пару ремарок: Бывает, что есть идея мысль, но не получается сразу или нет под рукой материалов. Важно учиться отпускать ситуацию. Укажите, что хотели найти что-то (кто развивал альтернативные теории, какую-то статистику за нужные годы), но не нашли пока, поставьте ссылку на источник, если какая-то часть данных нашлась, сделайте заливку цветом, чтобы потом это место не потерять, и переходите к описанию другой мысли или данных, которые у Вас сейчас в доступе. Нужные данные найдёте после и вернётесь к описанию. Обратите внимание, что не следует повторять описание данных, приведённых в рисунке или в таблице. Они и приводятся, чтобы не расписывать. Можно сделать общий вывод о том, что есть - общая тенденция к приближению к общероссийским значениям. Например, чтобы исследовать торговую отрасль мне нужны данные об объёме торговли в разные годы. Так я смогу сделать выводы о характере этой динамики.
Рис.1 - Пример оформления данных и их объяснения (из материалов Росляковой Н.А.) Связность основному тексту придаёт переход из одной мысли в другую, осознание взаимосвязей тех задач и проблем, о которых Вы пишете. Также на рис. 1 можно видеть, что оценка динамики приводит к мысли о наличии мощных торговых компаний. И далее информация о них. Таким образом, переходя от одной мысли к другой, Вы описываете решение всех Ваших задач и можете переходить к выводам. 9. Теперь, собственно, о самой работе, о её структуре и оформлении. Этим занимаются, когда основная часть сущностной работы выполнена. У Вас есть описание проблемы, актуальность, обзор литературы, развитие его идей в Вашей аналитической части, какие-то выводы и их обсуждение, что такие решения помогут добиться, где будут полезны и.т.п. Это может быть не очень связано, но уже должно быть относительно полным. В зависимости от конкретных требований разделы могут существенно отличаться. Однако, всегда присутствует Введение, Основная часть со своей структурой и Заключение. В крупных работах типа диплома - это озаглавленные части. В мелких работах типа статьи заголовков обычно нет. Но общая логика структурирования текста сохраняется. Во введении стоит расписать почему Вы обратились к этой теме, почему важно исследовать эти задачи - актуальность. Это выводит на Вашу цель и задачи, которые стоит описать более подробно. Основной текст чаще всего начинается с обзора литературы по теме и более глубокого описания актуальности, проблемы и того, почему это нужно или полезно решать, со ссылками на мысли, которые по этому поводу уже существуют. Далее можно переходить к описанию своих задач, данных, методов, мыслей, решений, выводов. В выводах стоит сделать обобщение информации. Проанализировали ... получили .... обосновали… В заключении стоит сказать о задачах кратко и кратко же о результатах. Можно показать, как это помогло в решении проблемы, которую Вы описала в самом начале в актуальности. 7. Венчает весь материал список литературы. Если Вы пользовались файлом для сбора и обобщения данных, с которыми работали - вопросов не должно возникнуть. Непосредственно правила оформления (шрифты, порядок блоков информации, и т.п.) могут существенно отличаться. Содержание при этом всегда схожее: Автор, название статьи, источник (издательство, выпустившее книгу; название журнала; сайт в интернете), дата выхода материала (год для книги; номер и год для журнала; дата обращения – день, когда Вы на него заходили - для сайта). Успехов в оформлении полноценных, толковых и приятных текстов! | |
Категория: Учебные материалы | | | |
Просмотров: 29 | |