Главная » Файлы » Научные публикации » Научные публикации |
2023 Май 03, 14:13 | |
Аннотация:
Ввиду изменения геополитической ситуации критическое значение приобретает развитие транспортных коридоров Евразии. В последние годы надёжность традиционного пути через Суэцкий канал неоднократно ставилась под вопрос. Имели место аварии, арест судов, невозможность захода в порты, пиратство и прочие сложности. Свои ограничения накладывает и меняющаяся геополитика (отказ от страхования в связи с санкциями, торговое эмбарго ряда стран и т.п.). Соответственно, страны, подвергающиеся санкционному давлению со стороны США и ЕС вынуждены искать более безопасные, надёжные и быстрые способы организации товара- и грузооборота. Это актуализирует вопрос развития двух наиболее перспективных транзитных коридоров – северного и южного. Северный морской путь (СМП) и коридор Север – Юг (Транскаспийский коридор) изначально рассматривались как варианты для транзитной транспортировки грузов из Китая в Европу. Однако ввиду нарастающего социально-экономического кризиса в Европе меняется вектор маршрутов, переориентируясь на Ближний Восток, Африку и Азию. Более того бурное социально-экономическое развитие стран и меняющиеся геополитические условия активизируют процессы поиска не только торговой, но и производственной кооперации. При этом сегодня всё ещё продолжают действовать ограничения по развитию данных маршрутов, как технического, так и институционального характера. В статье рассматриваются ключевые перспективы развития указанных транспортных коридоров, приводятся оценки возможных положительных эффектов для регионов России, а также обсуждаются проблемы, тормозящие реализацию потенциала Северного морского пути и коридора Север – Юг.
Northern and southern transport corridors: new realities and development prospects Abstract. Due to the changing geopolitical situation, the development of transport corridors in Eurasia is of critical importance. In recent years, the reliability of the traditional route through the Suez Canal has been repeatedly questioned. There were accidents, the arrest of ships, the inability to enter ports, piracy and other difficulties. Changing geopolitics also imposes its limitations (refusal of insurance in connection with sanctions, trade embargoes of a number of countries, etc.). Accordingly, countries subjected to sanctions pressure from the United States and the EU are forced to look for safer, more reliable and faster ways to organize goods and cargo turnover. This actualizes the issue of the development of the two most promising transit corridors – the northern and southern. The Northern Sea Route (NSR) and the North–South Corridor (Trans-Caspian Corridor) were initially considered as options for transit transportation of goods from China to Europe. However, due to the growing socio-economic crisis in Europe, the vector of routes is changing, reorienting to the Middle East, Africa and Asia. Moreover, the rapid socio-economic development of countries and changing geopolitical conditions are activating the processes of searching not only for trade, but also for industrial cooperation. At the same time, restrictions on the development of these routes, both technical and institutional, are still in effect today. The article discusses the key prospects for the development of these transport corridors, provides estimates of possible positive effects for the regions of Russia, and also discusses the problems hindering the realization of the potential of the Northern Sea Route and the North–South corridor. Для цитирования: Рослякова Н.А., Дорофеева Л.В. Северный и южный транспортные коридоры: новые реалии и перспективы развития // Региональная экономика. Юг России. – 2022. – Т. 10. – № 4. – С. 29-43. DOI: 10.15688/re.volsu.2022.4.3 | |
Категория: Научные публикации | | | |
Просмотров: 213 | |